Автомобильные холодильники
Холодильник не входит в стандартную комплектацию ни одного серийного автомобиля. Но как прожить летом хотя бы без маленького морозильника? Особенно, если вы - заядлый рыбак, охотник, автобродяга или идеальный дачный муж.
Не так давно одна из популярных телевизионных программ провела тест нескольких автомобильных холодильников. Вывод таков: «Все это ерунда, пустая трата денег. Никакого проку от этих «игрушек» нет». Почему же тогда столько компаний во всем мире упорно занимаются этой самой «ерундой»? Захотелось разобраться, что же может белый пластиковый сундучок, а чего от него ждать не стоит. А какие, кстати, вообще бывают автохолодильники? Специалисты разделяют бытовые автомобильные рефрижераторы на две основные группы - термоэлектрические и компрессорные холодильники. Внутри первых установлены пластины из двух типов металла и небольшой вентилятор. Принцип действия термоэлементов основан на эффекте Пелтье, открытом почти 170 лет назад. При прохождении тока через такую пару начинается переход тепла с одной пластины на другую. Термоэлемент монтируется на одной из внутренних стенок герметически закрывающегося ящика, тепло от него отводится в атмосферу вентилятором. Несмотря на кажущуюся простоту, такой холодильник при объеме камеры до 30-35 л может обеспечить температуру в зоне хранения на 25-27°С ниже окружающей среды. Большое преимущество термоэлектрических автохолодильников - простота и экологичность. Ни тебе фреона, ни клапанов, ни трубок.
Более крупные и менее распространенные компрессорные автохолодильники - точная уменьшенная копия обычных бытовых холодильников с испарителем, теплообменником и компрессором для обеспечения циркуляции охлаждающего тела. Они могут обеспечивать понижение температуры до -12 — -18°С, причем в камерах большого объема. Выбирая холодильник для своего автомобиля, усвойте несколько простых, но важных правил. Перво-наперво, характеристики автомобильных холодильников-морозильников напрямую зависят от возможностей бортовой системы отопления и вентиляции машины. Чем выше температура в салоне авто, тем выше она и внутри холодильной камеры. Второе - объем салона автомобиля. В «Оке» и «Газели» один и тот же аппарат будет работать по-разному. Естественно, что также по-разному проявят себя холодильники, упрятанные в багажник или стоящие на сиденье машины. Ну и, наконец, сам тип автохолодильника. Термоэлектрические холодильники гораздо легче и экономичнее, их можно размещать в машине где угодно. Они не боятся тряски. Компрессорные холодильники крупнее, тяжелее, сложнее по конструкции и потребляют больше энергии от бортовой сети автомобиля. Зато автоматически поддерживают заданную температуру.
Теперь, вооружившись теоретическими знаниями, можно отправляться за покупкой. Автохолодильники не относятся к технически сложным изделиям и поэтому выпускаются (и, соответственно, продаются) многими компаниями. Так, владельцам «Волг» хорошо известен наш российский «Комфорт»: 9-литровая камера, автоматическое поддержание режима до +5°С при перепадах внешней температуры до 25°С, оригинальная компоновка, рассчитанная на установку аппарата в спинку заднего сиденья на место откидного подлокотника. Не менее интересен тайваньский автохолодильник Kool Queen KT-6003, предлагаемый компанией «Диана-С». Он также выполнен в виде подлокотника, но ставится уже между передними сиденьями. К сожалению, емкость этого автомобильного холодильника невелика - умещается всего 3 жестянки Pepsi, да и цена высоковата - 3,5 тыс. руб. За эти деньги у фирм «Валго-А» или «Прайд», например, можно подобрать автохолодильник и покрупнее. Гораздо дешевле - всего 2,1 тыс. руб. - 15-литровый CarCooler СС 15 китайского производства. Все бы ничего, но, честно говоря, не вызывает большого доверия его качество...
Особый интерес представляют автохолодильники Koolatron канадского производства. Так, 7-литровый термоэлектрический Р-9 Traveller II не только холодильник, но и походный столик. В крышке этого автохолодильника сделаны специальные углубления для фиксации посуды. Цена - около 5,0 тыс. руб. Более крупный автомобильный холодильник Р-20 Compact (17 л) необычен по компоновке. Узкий и высокий автохолодильник стоимостью чуть менее 7,0 тыс. руб. предназначен для установки между сиденьями машины и рассчитан на охлаждение дюжины пластиковых 1,5-литровых бутылок. За дополнительную плату холодильник можно укомплектовать блоком РС-3 для автоматического поддержания заданной температуры с точностью 2°С. Контролировать заданную температуру можно на ЖК-дисплее. Несмотря на гораздо больший объем камеры - 28 л, Р-27 Voyager стоит всего лишь на 400 руб. больше. А открываться он может либо вверх, либо вперед, что дает возможность удобно расположить его в салоне любого автомобиля. По такому же принципу устроен и автохолодильник Р-65 Kargo Kooler. Его объем 31 л, а стоимость - 8,0 тыс. руб. Двухстворчатая дверца-крышка и съемная перегородка позволяют раздельно использовать две камеры автохолодильника: камеру морзильника и камеру лёгкого охлаждения. А вот огромный автомобильный холодильник Р-85 Crusader с камерой объемом 49 л - незаменимая вещь для развозчиков и продавцов охлажденных напитков. В этот автохолодильник влезает уже около полусотни стандартных банок 0,33 л. При хорошо налаженном деле гигант стоимостью около 10 тыс. руб. окупится довольно быстро. Завершает модельный ряд автомобильных холодильников Koolatron компрессорный холодильник-морозильник F-86 Freezer, который обеспечивает замораживание продуктов с разницей температуры по сравнению с окружающей средой почти в 50°С. Температуру -18°С он «набирает» всего за 60 мин. Автохолодильник F-86 можно с одинаковым успехом использовать и в автомобиле, и в кемпере, и на яхте. А можно и на даче - любой из вышеперечисленных автомобильных холодильников можно подключить к блоку питания 220/12 В или автономной батарее.
Как правильно эксплуатировать минирефрижератор? Время достижения минимальной температуры внутри автохолодильника рассчитывается исходя из формулы «6 часов на каждые 2,5 кг загрузки». Но это время можно значительно сократить, применив аккумуляторы холода, которые прилагаются ко многим бытовым холодильникам. Оставляя автохолодильник подключенным к бортовой сети в автомобиле на длительной стоянке, помните, что аппарат, потребляющий до 2,5-3 А, может легко «посадить» любой аккумулятор. Вместе с тем автохолодильник может сохранять приемлемую температуру в течение примерно 8 часов и без питания, а этого вполне достаточно даже на длительном пикнике. Ну и, напоследок, отметим, что автомобильному «приюту Деда Мороза» найдется работа и зимой - большинство термоэлектрических холодильников может работать и как печка, обеспечивая нагрев продуктов до +60°С.
"Автомобили"
Автомобильные холодильники